Особенности работы водителя такси на личном автомобиле
Собственный автомобиль легко может стать надежным источником постоянного дохода, если его владелец готов пойти в таксисты. Такую работу можно совмещать с основным видом деятельности, чтобы иметь дополнительный заработок. Данная сфера строго регулируется законодательством.
Требования к водителю и машине
Правила перевозки пассажиров в такси прописаны в Федеральных Законах №69-ФЗ, №259-ФЗ и №54-ФЗ. Необходимо учитывать и требования местных нормативно-правовых актов. Например, в Москве автомобиль такси обязательно должен иметь желтый кузов, опознавательные знаки – наклейки и колпак с «шашечками».
К водителю предъявляют следующие требования:
- минимальный возраст – 21 год;
- водительский стаж – от 3 лет;
- гражданство – РФ или другой страны СНГ;
- наличие лицензии;
- знание русского языка;
- отсутствие судимости.
Последний пункт был внесен в перечень в 2022 г. В сентябре этого года органы контроля приступили к масштабным проверкам водителей на предмет непогашенной судимости.
Работать в такси на своем автомобиле можно только в том случае, если возраст ТС не превышает 6 лет и в нем установлен датчик ГЛОНАСС. Также обязательными являются левый руль, российский номерной знак и полис ОСАГО.
Какая машина подходит для работы в такси
Трудовая деятельность окажется рентабельной, если расходы на ее осуществление будут сведены к минимуму. Для этого автомобиль должен быть дешевым в обслуживании, иметь большой ресурс и тратить мало топлива. Еще одно требование – просторный салон, также приветствуется большой багажник. Лучше всего этим критериям соответствуют:
- «Лада Ларгус»;
- «Лада Гранта»;
- «Лада Веста»;
- Hyundai Solaris;
- KIA Rio;
- Renault Logan;
- Ravon R4 (Chevrolet Cobalt узбекской сборки);
- Skoda Octavia.
Отечественные машины – оптимальный по затратам и простоте конструкции вариант, но из-за низкого уровня комфорта они подходят только для работы в наименее выгодном тарифе «Эконом». Исключение составляет «Лада Веста» – ее статус несколько выше. Среди иномарок предпочтительны комплектации с атмосферными или дизельными моторами. По сравнению с турбированными, такие силовые установки экономичны и неприхотливы в обслуживании.
Работать в такси на дорогом элитном авто целесообразно только в том случае, если удастся подключиться на премиальный тариф с самыми высокими ставками. Иначе почти весь заработок «съедят» расходы на обслуживание ТС. В премиальных тарифах к машинам предъявляют высокие требования:
- идеальное техническое состояние;
- наличие зарядки для смартфона, электростеклоподъемников сзади, кожаной отделки салона и других опций;
- консервативный сдержанный цвет и отсутствие наклеек.
Не имеют перспектив трехдверные хэтчбеки и небольшие автомобили класса «А», например Daewoo Matiz или Ravon R2. В первые сложно забираться, а во вторых даже человек средней комплекции чувствует себя стесненно.
Высоко котируются машины с возможностью установки третьего ряда сидений, например «Лада Ларгус». Их часто заказывают небольшие делегации для междугородних деловых поездок. Таксовать на таких маршрутах крайне выгодно.
Посмотреть каталогОрганизация работы
Таксисты со своим авто в основном работают через агрегатор – интернет-сервис с функцией диспетчера. Можно действовать и самостоятельно, но все хлебные места (вокзалы, рынки и др.) прочно заняты местной «мафией» и посторонние туда не допускаются.
Самыми крупными агрегаторами в России являются:
- «Яндекс Такси»;
- «Везет»;
- «Максим»;
- Gett;
- «Ситимобил».
Онлайн-диспетчер принимает заказы у клиентов и предлагает их водителям. Если желающих несколько, система выберет ближайшего таксиста. Бывает, что все кандидаты находятся примерно на одинаковом расстоянии от заказчика. Тогда в конкурсе победит обладатель наивысшего рейтинга. Последний рассчитывают как средний балл по совокупности оценок, поставленных клиентами данному водителю за последние 60 дней.
Сотрудничество с агрегатором предполагает максимум удобств:
- каждый водитель получает лицевой счет, начисление и списание средств производится автоматически;
- система отображает на карте районы с повышенным спросом на такси и устанавливает для них увеличенную ставку;
- когда таксист собирается ехать домой, она подбирает пассажиров, двигающихся в том же направлении.
Действует гибкая система бонусов и других поощрений. «Яндекс Такси» и некоторые другие агрегаторы доплачивают за дешевые заказы, чтобы водители не отказывались от поездок на короткие расстояния.
Взаимодействие с онлайн-диспетчером ведется через приложение «Таксометр». Оно работает только с операционной системой Android.
Агрегатору нужно периодически отправлять фотоотчет о состоянии автомобиля. Снимают салон, багажник и машину целиком со всех сторон. Несколько реже выполняется очная проверка. Система направляет водителю заказ, а в пункте прибытия его ожидают для осмотра сотрудники агрегатора.
За свои услуги диспетчерский сервис взимает комиссию.
В каком статусе работать
Чтобы таксовать на своей машине под эгидой агрегатора, нужно получить свидетельство ИП. Платой за хлопоты будет низкая ставка подоходного налога по упрощенной схеме – всего 6%. Для сравнения: те, кто работает на таксопарк, отдают 13%.
Можно и не иметь статуса ИП. Но в этом случае к агрегатору подключаются через посредническую компанию, а та берет за свои услуги комиссию. И налоговая ставка тоже увеличивается до 13%.
Также таксист может оформить статус самозанятого. Это дает ряд преимуществ:
- низкую налоговую ставку – 4% по заказам от физических лиц и 6% по корпоративным;
- отсутствие необходимости иметь онлайн-кассу, сдавать декларацию и вести бухгалтерию;
- освобождение от НДС и уплаты налога при отсутствии дохода;
- отсутствие обязательных страховых взносов (медстраховка включена в налог, выплаты в ПФР производятся по желанию).
Сразу после оформления некоторое время действует налоговый вычет в 10 тыс. рублей, вследствие чего ставка НДФЛ снижается еще больше – до 3% при обслуживании физических лиц и 4% для юридических.
Закон №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального режима налогообложения» разрешает оформлять самозанятость и физическим лицам, но таксистов это не касается. Водитель должен иметь свидетельство ИП, чтобы получить разрешение на перевозку пассажиров. Для перевода на новый режим налогообложения нужно направить соответствующее заявление в ФНС.
У самозанятости есть и недостатки:
- налогом облагается весь доход, включая чаевые, доплаты и бонусы от агрегатора, при этом расходы не учитываются;
- стаж работы в качестве самозанятого не влияет на расчет пенсии;
- нельзя нанимать работников и иметь годовой доход более 2,4 млн руб.
В любой момент от статуса можно отказаться. Но учтите, что и агрегаторы поощряют переход на самозанятость. Такие водители имеют приоритетное право на заказы (первые полгода), могут официально работать в другом месте, пользуются бесплатной юридической консультацией и получают в подарок промокод. Поэтому подавляющее большинство тех, кто работает в такси на своей машине, выбирает статус самозанятого.
Как больше зарабатывать
В первую очередь доход таксиста зависит от того, на каком тарифе он работает. Чтобы попасть на крупную ставку, нужно иметь машину определенного статуса и в хорошем техническом состоянии. Но даже в пределах одного тарифа заработок у разных водителей может сильно отличаться. Чтобы он был более высоким, делайте следующее:
- Поддерживайте салон в чистоте и будьте вежливым с клиентами. Благодаря их хорошим оценкам, вы будете иметь более высокий рейтинг, а значит и приоритет в получении заказов. Тех, у кого средний балл падает ниже 4, система игнорирует.
- Чаще работайте в ночное время. В этот период ставка повышается, а расход бензина сокращается из-за отсутствия дорожных тянучек.
- Работайте в зонах повышенного спроса. На этих территориях (на карте они обозначены темным цветом) действует повышенная ставка. Утром максимальный спрос на такси наблюдается на окраинах города (все едут на работу), вечером – в центре.
- Не отказывайтесь от заказов. За это агрегатор снижает рейтинг. Если хотите сделать перерыв, переведите бегунок в программе «Таксометр» в положение «занят» – тогда система не будет предлагать вам заказы.
- При отсутствии клиентов просто стойте на месте. Как показывает статистика, попытка носиться по городу в поисках более «рыбного» места чаще приводит к бесполезной трате бензина.
Также старайтесь отрабатывать смену по максимуму, чтобы не тратить топливо на поездки домой. Не нарушайте ПДД – на штраф за превышение скорости может пойти весь дневной заработок. Чтобы получать больше заказов, подключитесь ко второму агрегатору. Только будьте готовы к тому, что в этом случае позывные «Таксометра» будут чаще отвлекать вас от дороги.
Посмотреть каталог