Особенности работы водителя такси на личном автомобиле

Собственный автомобиль легко может стать надежным источником постоянного дохода, если его владелец готов пойти в таксисты. Такую работу можно совмещать с основным видом деятельности, чтобы иметь дополнительный заработок. Данная сфера строго регулируется законодательством.

Требования к водителю и машине

Правила перевозки пассажиров в такси прописаны в Федеральных Законах №69-ФЗ, №259-ФЗ и №54-ФЗ. Необходимо учитывать и требования местных нормативно-правовых актов. Например, в Москве автомобиль такси обязательно должен иметь желтый кузов, опознавательные знаки – наклейки и колпак с «шашечками».

К водителю предъявляют следующие требования:

  • минимальный возраст – 21 год;
  • водительский стаж – от 3 лет;
  • гражданство – РФ или другой страны СНГ;
  • наличие лицензии;
  • знание русского языка;
  • отсутствие судимости.

Последний пункт был внесен в перечень в 2022 г. В сентябре этого года органы контроля приступили к масштабным проверкам водителей на предмет непогашенной судимости.

Работать в такси на своем автомобиле можно только в том случае, если возраст ТС не превышает 6 лет и в нем установлен датчик ГЛОНАСС. Также обязательными являются левый руль, российский номерной знак и полис ОСАГО.

Какая машина подходит для работы в такси

Трудовая деятельность окажется рентабельной, если расходы на ее осуществление будут сведены к минимуму. Для этого автомобиль должен быть дешевым в обслуживании, иметь большой ресурс и тратить мало топлива. Еще одно требование – просторный салон, также приветствуется большой багажник. Лучше всего этим критериям соответствуют:

Отечественные машины – оптимальный по затратам и простоте конструкции вариант, но из-за низкого уровня комфорта они подходят только для работы в наименее выгодном тарифе «Эконом». Исключение составляет «Лада Веста» – ее статус несколько выше. Среди иномарок предпочтительны комплектации с атмосферными или дизельными моторами. По сравнению с турбированными, такие силовые установки экономичны и неприхотливы в обслуживании.

Работать в такси на дорогом элитном авто целесообразно только в том случае, если удастся подключиться на премиальный тариф с самыми высокими ставками. Иначе почти весь заработок «съедят» расходы на обслуживание ТС. В премиальных тарифах к машинам предъявляют высокие требования:

  • идеальное техническое состояние;
  • наличие зарядки для смартфона, электростеклоподъемников сзади, кожаной отделки салона и других опций;
  • консервативный сдержанный цвет и отсутствие наклеек.

Не имеют перспектив трехдверные хэтчбеки и небольшие автомобили класса «А», например Daewoo Matiz или Ravon R2. В первые сложно забираться, а во вторых даже человек средней комплекции чувствует себя стесненно.

Высоко котируются машины с возможностью установки третьего ряда сидений, например «Лада Ларгус». Их часто заказывают небольшие делегации для междугородних деловых поездок. Таксовать на таких маршрутах крайне выгодно.

Посмотреть каталог

Организация работы

Таксисты со своим авто в основном работают через агрегатор – интернет-сервис с функцией диспетчера. Можно действовать и самостоятельно, но все хлебные места (вокзалы, рынки и др.) прочно заняты местной «мафией» и посторонние туда не допускаются.

Самыми крупными агрегаторами в России являются:

  • «Яндекс Такси»;
  • «Везет»;
  • «Максим»;
  • Gett;
  • «Ситимобил».

Онлайн-диспетчер принимает заказы у клиентов и предлагает их водителям. Если желающих несколько, система выберет ближайшего таксиста. Бывает, что все кандидаты находятся примерно на одинаковом расстоянии от заказчика. Тогда в конкурсе победит обладатель наивысшего рейтинга. Последний рассчитывают как средний балл по совокупности оценок, поставленных клиентами данному водителю за последние 60 дней.

Сотрудничество с агрегатором предполагает максимум удобств:

  • каждый водитель получает лицевой счет, начисление и списание средств производится автоматически;
  • система отображает на карте районы с повышенным спросом на такси и устанавливает для них увеличенную ставку;
  • когда таксист собирается ехать домой, она подбирает пассажиров, двигающихся в том же направлении.

Действует гибкая система бонусов и других поощрений. «Яндекс Такси» и некоторые другие агрегаторы доплачивают за дешевые заказы, чтобы водители не отказывались от поездок на короткие расстояния.

Взаимодействие с онлайн-диспетчером ведется через приложение «Таксометр». Оно работает только с операционной системой Android.

Агрегатору нужно периодически отправлять фотоотчет о состоянии автомобиля. Снимают салон, багажник и машину целиком со всех сторон. Несколько реже выполняется очная проверка. Система направляет водителю заказ, а в пункте прибытия его ожидают для осмотра сотрудники агрегатора.

За свои услуги диспетчерский сервис взимает комиссию.

В каком статусе работать

Чтобы таксовать на своей машине под эгидой агрегатора, нужно получить свидетельство ИП. Платой за хлопоты будет низкая ставка подоходного налога по упрощенной схеме – всего 6%. Для сравнения: те, кто работает на таксопарк, отдают 13%.

Можно и не иметь статуса ИП. Но в этом случае к агрегатору подключаются через посредническую компанию, а та берет за свои услуги комиссию. И налоговая ставка тоже увеличивается до 13%.

Также таксист может оформить статус самозанятого. Это дает ряд преимуществ:

  • низкую налоговую ставку – 4% по заказам от физических лиц и 6% по корпоративным;
  • отсутствие необходимости иметь онлайн-кассу, сдавать декларацию и вести бухгалтерию;
  • освобождение от НДС и уплаты налога при отсутствии дохода;
  • отсутствие обязательных страховых взносов (медстраховка включена в налог, выплаты в ПФР производятся по желанию).

Сразу после оформления некоторое время действует налоговый вычет в 10 тыс. рублей, вследствие чего ставка НДФЛ снижается еще больше – до 3% при обслуживании физических лиц и 4% для юридических.

Закон №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального режима налогообложения» разрешает оформлять самозанятость и физическим лицам, но таксистов это не касается. Водитель должен иметь свидетельство ИП, чтобы получить разрешение на перевозку пассажиров. Для перевода на новый режим налогообложения нужно направить соответствующее заявление в ФНС.

У самозанятости есть и недостатки:

  • налогом облагается весь доход, включая чаевые, доплаты и бонусы от агрегатора, при этом расходы не учитываются;
  • стаж работы в качестве самозанятого не влияет на расчет пенсии;
  • нельзя нанимать работников и иметь годовой доход более 2,4 млн руб.

В любой момент от статуса можно отказаться. Но учтите, что и агрегаторы поощряют переход на самозанятость. Такие водители имеют приоритетное право на заказы (первые полгода), могут официально работать в другом месте, пользуются бесплатной юридической консультацией и получают в подарок промокод. Поэтому подавляющее большинство тех, кто работает в такси на своей машине, выбирает статус самозанятого.

Как больше зарабатывать

В первую очередь доход таксиста зависит от того, на каком тарифе он работает. Чтобы попасть на крупную ставку, нужно иметь машину определенного статуса и в хорошем техническом состоянии. Но даже в пределах одного тарифа заработок у разных водителей может сильно отличаться. Чтобы он был более высоким, делайте следующее:

  • Поддерживайте салон в чистоте и будьте вежливым с клиентами. Благодаря их хорошим оценкам, вы будете иметь более высокий рейтинг, а значит и приоритет в получении заказов. Тех, у кого средний балл падает ниже 4, система игнорирует.
  • Чаще работайте в ночное время. В этот период ставка повышается, а расход бензина сокращается из-за отсутствия дорожных тянучек.
  • Работайте в зонах повышенного спроса. На этих территориях (на карте они обозначены темным цветом) действует повышенная ставка. Утром максимальный спрос на такси наблюдается на окраинах города (все едут на работу), вечером – в центре.
  • Не отказывайтесь от заказов. За это агрегатор снижает рейтинг. Если хотите сделать перерыв, переведите бегунок в программе «Таксометр» в положение «занят» – тогда система не будет предлагать вам заказы.
  • При отсутствии клиентов просто стойте на месте. Как показывает статистика, попытка носиться по городу в поисках более «рыбного» места чаще приводит к бесполезной трате бензина.

Также старайтесь отрабатывать смену по максимуму, чтобы не тратить топливо на поездки домой. Не нарушайте ПДД – на штраф за превышение скорости может пойти весь дневной заработок. Чтобы получать больше заказов, подключитесь ко второму агрегатору. Только будьте готовы к тому, что в этом случае позывные «Таксометра» будут чаще отвлекать вас от дороги.

Посмотреть каталог
bg

Есть вопросы? Звоните!

Ответим на все интересующие вас вопросы